ГАЗ-14 "ЧАЙКА"
В 1977 г. появилась модель ГАЗ-14 “Чайка”, с дизайном не подверженным времени и прогрессивной для автопромышленности СССР конструкцией. До 1981г. она выпускалась параллельно с предшественницей ГАЗ-13.В основу архитектурного решения кузова ГАЗ-14 были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Первые варианты "Чайки" очень напоминали американские дорожные дредноуты . В серию же пошел более строгий и облагороженный вариант. В октябре 1977 года была изготовлена первая промышленная партия. Этим занимался ПАМС - отдел ГАЗа по производству малых серий. За год выпускалось порядка сотни машин, в основном - классические представительские седаны.
На ГАЗ-14 ставился V-образный 8-цилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/ч. Расход топлива составлял 16 литров на 100 километров.
Большой вклад в создание автомобиля «Чайка» ГАЗ-14 внесли конструкторы В.Н. Носаков, Н.А. Юшманов, Ю.И. Докукин, В.И. Борисов, А.В. Ткачев, Б.Д. Свирский, А.Ю. Чистяков, Л.Д. Кальмансон, дизайнер С.В. Волков и другие специалисты, работавшие под руководством главного конструктора завода А.Д. Просвирина.
Фактически, ГАЗ-14 был "младшим братом" правительственного "ЗИЛа", поэтому варианты выпускаемых машин во многом совпадали - так же существовал санитарный универсал, так же изготавливались фаэтоны. Кстати, санитарные версии ГАЗ-14 изготавливали на РАФе, где «новые» машины получали индекс РАФ-3920.
Модификации автомобиля «Чайка» ГАЗ-14
Модификация Годы выпуска
ГАЗ-14 (1977-1989)
ГАЗ-1401 (1983-1988)
ГАЗ-1402 (1983-1988)
ГАЗ-1403 (1981)
ГАЗ-1404 (1981) для киносьемок
ГАЗ-1405 (1982-1988) кабриолет
Чайка» ГАЗ-14 стала своеобразным полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. Именно на этой модели впервые появились дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов двигателя, бесшкворневая передняя подвеска, фароочистители, замки дверей с электромагнитной блокировкой, закрытая система охлаждения с антифризом и электровентилятором радиатора, тормозная система с двумя ступенями усиления в гидроприводе, энергопоглощающие панели обивки кузова из пенополиуретана, электрообогрев заднего стекла. Автомобиль был оснащен электростеклоподъемниками, ремнями безопасности с инерционными катушками, стереофоническим радиоприемником высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в заднем пассажирском помещении.
Большинство 14-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако по спецзаказам на автомобиль могла быть установлена перегородка между водительским и пассажирским отделением. По спецзаказу Министерства обороны на базе ГАЗ-14 была разработана модификация «Чайки» с открытым кузовом для приема военных парадов – ГАЗ-14-05. Один из автомобилей ГАЗ-14-05 находится в музее истории ОАО «ГАЗ».
санитарный РАФ-3920
Судьба второй "Чайки" закончилась довольно трагично. В 1988 году вышло знаменитое постановление ЦК КПСС о борьбе с привилегиями. На его основании сначала запретили использование "Чайки" (заменив "Волгой" ГАЗ-3102), а впоследствии "Чайку сняли с производства. В 1989 г. был собран единственный "прощальный" экземпляр, после чего производство было полностью прекращено, а технологическая оснастка и рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы безвозвратно уничтожены. Всего Горьковский автозавод выпустил 1114 автомобилей ГАЗ-14 «Чайка».
В 90-х г. завод попытался выйти на рынок с машиной класса «Чайки» - супердорогой моделью 3105, но эта попытка полностью провалилась. Хотя, цена— это пожалуй единственная причина по которой провалился проект «Супер Чайки» ГАЗ-3105. Полный привод, вся современная электроника(включая ABS) и высочайший уровень комфорта. Но не менее современный Mercedes-Benz S-klass стоил дешевле и выглядел в глазах люде более солидно. И всё же жаль что у нас так и не осталось по настоящему представительского автомобиля.
P.S. Для тех кто все ещё хочет покататься в автомобиле времён «Чайки» сообщаем: до сих пор в производстве ЗИЛ-41047, который являлся «старшим братом» ГАЗ-14.
при подготовке статьи использовались материалы http://denisovets.narod.ru